Из теории общественных организмов, ч.1


«Я предупреждаю читателя, что эту главу должно читать не торопясь, со вниманием и что я не владею искусством быть ясным для того, кто не хочет быть внимательным».

Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

Понятие общественный организм

Это первая работа из серии об общественных организмах, поэтому для начала естественноопределиться с терминологией.

Начнем с понятий системы и клетки.

Клетка – элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов, кроме вирусов, обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию или существованию в рамках биологического организма, самовоспроизведению и развитию.

Под системой понимается совокупность элементов, рождающая новое качество или свойство, которого нет ни у одного элемента по отдельности (Л. Берталанфи, «Общая теория систем»). При этом элементы, образующие ту или иную систему, обычно имеют определенные взаимоотношения – связи.

Биологические организмы представляют собой состоящую из клеток систему, имеющую несколько уровней организации. Базовый уровень биологических организмов – клеточный. Совокупность клеток, сходных по строению и свойствам, образует следующий уровень – тканевый. Из совокупности тканей состоят органы – еще более высокий уровень организации. Таким образом, биологический организм является метасистемой – системой систем.

В дальнейшем под термином биологический организм будем подразумевать именно многоклеточные организмы.

Социальным организмом будем называть социальную систему, состоящую из однородных биологических организмов, которые выступают по отношению к системе в качестве ее фундаментальной элементарной единицы – социальной клетки.

Общественными организмами, сокращенно оборгами, будем называть социальные системы, фундаментальной элементарной частицей которых является человек. По отношению к оборгам человек является социальной клеткой.

Оборги появились на четвертом витке эволюционной спирали после одноклеточных, биологических и затем социальных организмов («Вперед в прошлое»).

По размерам общественные организмы варьируются от микрооборгов, как, например, семья, до глобальных, таких как этнос, суперэтнос или государство. В дальнейшем глобальные общественные организмы будут обозначаться специальным термином – глоборги.

Характерная продолжительность жизни общественных организмов колеблется в широких пределах – от нескольких лет или десятилетий у семьи, до столетий и тысячелетий у глоборгов.

Условность автономии человека

Каждый человек обычно выполняет несколько социальных ролей в разных социальных системах: в семье, объединении ветеранов, клубе любителей пива, спортивном клубе, на предприятии, в церкви, партии, армии, этносе, государстве и т.д. У любого человека есть несколько ключевых оборгов, разрыв с которыми он рассматривает как серьезную проблему или даже катастрофу. Обычно в этом ряду стоят семья, глоборг, называемый Родиной, и оборги, предоставляющие возможности для профессиональной реализации и зарабатывания необходимых для жизни ресурсов.

Выход или удаление человека из состава всех оборгов ставит его на грань физического выживания, не говоря о социальной деградации. Это и является проявлением условности автономии человека относительно оборгов.

В качестве примера можно привести литературный эксперимент с Робинзоном Крузо, значительно смягченный представившейся герою возможностью воспользоваться материальными остатками кораблекрушения – плодами жизнедеятельности оборгов, а в дальнейшем – появлением Пятницы.

В сравнении с Крузо, существенно более позитивной была судьба других жертв крушения – колонистов из «Таинственного острова», которые оказались на острове в количестве, достаточном для формирования полноценного микрооборга. Возможность организовать хотя бы микрооборг существенно улучшает положение изгнанников или потерпевших. Однако и в «Таинственном острове» наладить колонистам свой быт в значительной мере помогло умелое пользование плодами жизнедеятельности оборгов – в данном случае это были знания инженера Сайреса Смита.

И в том и в другом случае значительной частью интриги было решение вопроса выживания героев вне общественных организмов.

На условности автономии человека замешана и фабула передач типа «Последний герой».

Подобие организмов на клеточном уровне

«Миллиарды клеток отдельно взятого биологического имеют одинаковый генотип, поскольку его рост основан на делении оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) по механизму клонирования, т.е. делению с полным воспроизведением структуры материнской клетки. Такой способ деления называют митозом. Поэтому биологический организм представляет собой многомиллиардный клон одной единственной клеточки — зиготы. Различие клеток организма по строению и функциям, несмотря на их сходный генотип, называемое дифференцировкой, объясняется тем, что в одних клетках работают одни гены, а в других — другие.

Главное, что необходимо любой клетке организма — существование условий для обмена веществ и энергией, а также определенный водно-солевой состав окружающей их среды. Дифференцировка клеток в многоклеточной колонии необходима для того, чтобы создать оптимальные условия для жизни каждого её члена, независимо от его местоположения в колонии. Одни клетки специализируются на поставке каждому члену колонии питательных веществ и кислорода, другие на очистке организма от конечных продуктов метаболизма, третьи обеспечивают связь и контролируют эффективность работы всех систем организма. После того, как клетки многоклеточной колонии, распределят между собой функции и начнут добросовестно их выполнять, в колонии будут созданы оптимальные условия для жизни каждого её члена, и она сможет существовать достаточно долго, как единый организм» (Ссылка).

Приведенный выше текст можно в полной мере отнести к оборгам, если заменить в нем термины «биологический организм» на «общественный организм» и «клетка» на «человек», что иллюстрирует степень подобия биологических и общественных организмов на клеточном уровне. Сам человек, в сущности, является клоном Адама и Евы, воспроизводимым, как и биологические клетки в организме, на базе единого генома (на самом деле, термин клонирование в данном контексте не совсем точный, т.к. подразумевает абсолютно полную генетическую идентичность объектов).

Подобие организмов на уровне систем

В результате эволюционного развития у таких глобальных общественных организмов, как государства, появились все основные системы, присущие многоклеточным биологическим организмам – мозг, нервная, гормональная, иммунная, пищеварительная и кровеносная системы, органы чувств.

Функции мозга общественного организма выполняет элита, к которой стекается информация о текущем состоянии оборга и среды обитания. Принятые ею в результате анализа решения определяют реакции оборга.

Нервной системой оборга является сеть его внутренних информационных коммуникаций. Чем она развитей, тем выше нервная организация оборга.

Органы чувств оборга – все механизмы, поставляющие информацию о внешней и внутренней среде – от технических измерительных или исследовательских систем, до организаций по изучению общественного мнения или службы внешней разведки.

Пищеварительной системой общественного организма является его производящая экономика. Как в любом биологическом организме, она использует внешние ресурсы и перерабатывает их до производных, которые в состоянии потреблять клетки организма. Следует отметить, что полноценной пищеварительной системой обладают только общественные организмы уровня глоборгов. При дроблении глоборгов их пищеварительная система упрощается и деградирует.

Транспортная инфраструктура выполняет роль кровеносной системы, переносящей потребляемые ресурсы внутри организма к его клеткам.

Роль торговой сети аналогична роли клеточных мембран – через нее происходит переход ресурсов из общего кровотока к конкретным клеткам.

Присутствует у глоборгов и аналог эндокринной (гормональной) системы, настраивающей обменные процессы в организме – их скорость, баланс и приоритеты. Одной из ее составляющих являются финансы, регулирующие уровни потребления ресурсов как отдельными клетками, так и целыми подсистемами организма. Есть и другие компоненты эндокринной системы, которых мы коснемся позднее.

Иммунная система оборга – службы внутренней и внешней безопасности. Задача первой – обнаруживать и изолировать клетки, которые начинают действовать вне рамок, определенных им общественным договором. Задача второй – обнаруживать инородные клетки, внедренные или переродившиеся, которые действуют в интересах внешних общественных организмов.

Армия – это кулаки, клыки, когти, ядовитые зубы глоборга. Без них глоборг – травоядное, которое пасут другие красавцы-хищники. Из-за мяса, шерсти или молока – решают хищники.

Социальные институты, обеспечивающие сохранение традиций и знаний, – это геном глоборга.

Воспитательные и учебные заведения – механизмы распаковки генома.
Уровни организации сложнейших из глобальных общественных организмов повторяют уровни организации биологических организмов: клетки – ткани – органы – организм. В результате эволюции глоборги, как и биологические организмы, доросли до уровня метасистем – системы в пространстве систем.

Отметим, что из социальных организмов до уровня элементарных метасистем успели эволюционировать единичные, такие как колонии пчел или муравьев.

Границы подобия

Любой живой организм – сложнейший информационный объект. Их эволюция представляет непрерывный процесс усложнения и структурирования накапливаемой информации. Именно скорость и качество накапливаемой информации определяли и определяют эволюционную успешность организмов. Поэтому те системы организма, которые ответственны за работу с информацией, представляются с эволюционной точки зрения наиболее важными.

Все биологические организмы, начиная с одноклеточных, как использовали, так и используют для накопления информации исключительно эмпирический метод. Его суть – проверка постоянно возникающих в процессе эволюции изменений с точки зрения их полезности для выживания. Протестированные внешним окружением изменения приобретают новое качественное содержание – превращаются из факта отклонения от нормы в информацию о его полезности или бесполезности.

Неоднократно проверенная информация о полезности изменения сохраняется в геноме.

Социальные организмы, предшественники общественных, совершили качественный скачок в процессе работы с информацией. Для накопления и передачи информации следующим поколениям они помимо хромосомного набора задействовали социальные структуры и механизмы передачи знаний. Это значительно увеличило скорость накопления информации, но эмпирический метод ее получения остался прежним.

Следующий принципиальный прорыв совершили общественные организмы. Человек – первый и пока единственный биологический организм, который освоил процесс абстрактного мышления. Это перенесло акцент в способе получения оборгами информации с эмпирического метода на рациональный. Появление человека и порожденных им общественных организмов ознаменовало конец Дарвиновского этапа эволюции, суть которого заключалась в эмпирическом методе накопления организмами информации в результате действия механизма естественного отбора.

Таким образом, общественные организмы стали носителем системы, которой нет ни у одного другого организма – совокупность институтов рационального, логического познания мира. Это тот орган, который положил конец процессу естественного отбора, и на который не распространяется подобие биологических и общественных организмов.

Существенным нарушением подобия биологических и общественных организмов на клеточном уровне является различие в действии механизма дифференцировки клеток по функциям и системам. В общественном организме в отличие от биологического, дифференцировка социальных клеток не предопределяется автоматически в момент их рождения. Дифференцировка, в значительной степени зависит от самих клеток, т.е. конкретного человека, и никогда не является окончательной. В оборге постоянно действует социальный лифт, перемещающий клетки между иерархическими уровнями по вертикали, и механизм социальной мобильности, перемещающий клетки по горизонтали.

Доступность этих механизмов разная. Если совершать горизонтальные перемещения относительно легко, то для того, чтобы попасть в социальный лифт, идущий вверх необходимо приложить существенные усилия, преодолев конкуренцию. Что касается социального лифта идущего вниз, то здесь наоборот требуется прикладывать усилия, чтобы избежать загрузки в него.

Таким образом общественному организму свойственна внутренняя мобильность его социальных клеток. В биологическом организме таковыми свойствами отчасти обладают только уникальные стволовые клетки.

Истоки подобия

Достойно удивления, с какой тщательностью была скопирована архитектура организмов при переходе с одного эволюционного уровня на другой.

Строение биологических организмов оттачивалось в течение почти миллиарда лет тяжелым эмпирическим путем под давлением факторов естественного отбора. Несмотря на то, что общественные организмы довольно быстро вышли из-под такового давления, и в дальнейшем при их формировании доминировал рациональный подход, человек непроизвольно практически полностью повторил в оборгах архитектуру биологических организмов.

Это можно объяснить только тем, что биологические свойства фундаментальных элементов многоклеточных и общественных организмов в значительной степени совпадают. По своим базовым биологическим свойствам, тем которые определяют оптимальную архитектуру систем, человек мало отличается от биологической клетки. Несмотря на кажущееся доминирование разума, человек явно переоценивает его роль в своих личностных проявлениях, биологии здесь гораздо больше, и разум в подавляющем большинстве случаев выполняет функцию вспомогательного инструмента для достижения определяемых биологией целей.

Весь культурный срез жизни человека является попыткой вырваться из биологических оков.

Смысл аналогии

Зачем было проводить изложенную выше аналогию подобия?

Чтобы объяснить, давайте опять немного вернемся к биологическим организмам.
«Биологический организм состоит из сотен миллиардов клеток, способных воспроизводить себе подобных. Выполняя большую работу, клетки изнашиваются и заменяются молодыми. Астрономическое число клеток представляло бы разрозненную хаотическую массу, если бы в процессе внутриутробного развития они не были бы объединены в ткани, ткани — в органы, а те в единую чрезвычайно согласованную саморегулирующую систему организма.

Нарушение структуры системы, выпадение того или иного элемента или изменение его свойств неблагоприятным образом влияет на её существование. Если целостность системы не будет восстановлена возможностями организма, в частности, с помощью других элементов, то система разрушится и организм погибнет. До того как организм погибнет после нарушения целостности системы, обычно проходит какое-то время». (Ссылка)

То, что изложено выше, естественно и понятно – условием жизни любого биологического организма является сбалансированное функционирование всех его систем. Подобие позволяет перенести это понимание на осознание важности баланса внутренних систем и последствий его нарушения для жизни общественных организмов. Использование аналогии делает более очевидной и понятной «биологию» оборгов, что облегчает анализ системных сбоев и действий по их предотвращению или преодолению.

Безумие глоборгов

Периодически возникает вопрос – почему общественные организмы поступают вопреки разуму и общечеловеческим ценностям индивидуумов, его составляющих?
Глоборги являются сложнейшими системами, и ответ содержится в определении системы, которое приведено в самом начале работы.

О глобализации

Совершив скачок в методах извлечения, сохранения и передачи информации, общественные организмы вышли из состояния межвидовой конкуренции с другими организмами биосферы. Вышли за явным преимуществом
Ожесточенная внутривидовая конкуренция всегда была проявлением борьбы за дефицитные ресурсы между организмами, находящимися в одной экологической нише. Она активно продолжается между глоборгами и по сей день, хотя большинство из них, особенно самые сильные, гарантировано и в многократном объеме обеспечены всеми ресурсами, необходимыми для обеспечения биологического выживания своих социальных клеток, а значит и всего организма. Они даже вынуждены намеренно переводить свои социальные клетки в режим избыточного потребеления. Поэтому неутихающая внутривидовая конкуренция глоборгов с эволюционной точки зрения становится абсолютно бессмысленной, поскольку в аналогичных условиях гарантированной ресурсной обеспеченности внутривидовая конкуренция между социальными организмами, образуемыми животными, стремится к минимуму. Проекцией фактора бессмысленности конкуренции на текущую мировую проектность является начавшийся процесс глобализации.

С другой стороны, внутривидовая конкуренция – единственный из оставшихся соревновательных стимулов дальнейшего развития общественных организмов.
В силу изложенных причин, отношение к глобализации, как процессу объединения глоборгов, двоякое. С одной стороны симбиоз общественных организмов устраняет изнурительную внутривидовую конкуренцию, как рецидив Дарвиновского этапа эволюции. С другой стороны, в случае успеха глобализации социосистема лишается допинга, поддерживающего дальнейший процесс ее развития.

Если глобализация как фактор разрушения стимулов развития социосистемы окажется с точки зрения эволюции неприемлемой, самопроизвольно запустятся механизмы ее отвергающие.

Поэтому включаться в процессы глобализации, перспективы которой далеко не ясны, следует весьма осторожно. Передача существенной доли какой-либо из функций организма на внешний аутсорсинг приводит к ее естественной деградации и отмиранию. Это порождает зависимость, которую легко использовать в качестве инструмента манипулирования.

Карассы и гранфаллоны

Общественные организмы по способу появления на свет делятся на две принципиально разные группы – те, что возникают самопроизвольно естественным путем, как проявление Божьего промысла, и другие, которые появляются на свет в качестве рациональных социальных проектов определенных групп людей.
Для классификации общественных организмов по способу их появления на свет можно воспользоваться, чтобы не придумывать нового, терминологией из религии Боконона («Колыбель для кошки», Курт Воннегут).

В религии Боконона все группы людей были поделены на карассы и гранфаллоны.

«Мы, боконисты, веруем в то, что человечество разбито на группы, которые выполняют Божью волю, не ведая, что творят. Боконон называет такую группу карасс…Если вы обнаружите, что ваша жизнь переплелась с жизнью чужого человека, без особых на то причин – этот человек скорее всего член вашего карасса… Бог создал карасс.»

Гранфаллон – «кажущееся единство какой-то группы людей, бессмысленное по самой сути, с точки зрения Божьего промысла, …примеры гранфаллона – всякие партии, Всеобщая электрическая компания и Международный орден холостяков».

Лето, 2009г.

Продолжение следует

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

17 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии