О базовых контурах сознания

Обработка любой информации устройством любого типа производится по определенным алгоритмам. Их реализуют загружаемые в устройство программы. Сказанное в полной мере относится и к нашему мозгу, за исключением актов творчества, суть которых в создании новых алгоритмов преобразования информации.

В процессе социализации и обучения в наш мозг загружается множество стандартных программ преобразования информации. Блоки из программ с общей функциональной направленностью Тимати Лири назвал контурами сознания. Идея оказалась продуктивной. Ее в блестящем стиле изложил Роберт Уилсон в своей «Психологии эволюции». Предлагаемая вашему вниманию работа является краткой выжимкой из нее.

Оригинальный текст Уилсона либо его сжатое изложение выделены цветом.

Биокомпьютер

Мозг можно рассматривать, как электроколлоидный биокомпьютер. Мы не утверждаем, что мозг является компьютером, но компьютер может служить его моделью.

Техническая справка: по разным оценкам количество нейронов в человеческом мозге от 10 до 100 миллиардов, каждый из них устанавливает десятки тысяч (по некоторым данным до ста тысяч) связей с другими нейронами.

Компьютер имеет две составляющие, известные как аппаратное и программное обеспечение. Наше аппаратное обеспечение – то, что внутри черепа. О программном обеспечении, собственно, и поговорим.

Классификация программного обеспечения

Лири и Уилсон произвели ее по 1) способу записи и 2) функциональному назначению.

По способу записи:

  1. Генетические императивы. Абсолютно жестко заданные программы, или «инстинкты». Записаны в генетических кодах, являются биологическим эволюционным приобретением и формируют ту часть личности, которую относят к коллективному бессознательному.
  2. Импринты. Программы, которые отпечатываются на нейронах только в определенные моменты их особой доступности и уязвимости. Эти моменты предопределены генетически и известны в этологии как окна импринтной уязвимости. В генетическом коде записаны не сами программы, а временной диапазон и условия особой доступности и уязвимости соответствующих зон нейронов. Все остальное время эти зоны хорошо защищены от записи. Импринты устанавливают рамки, в пределах которых происходит все дальнейшее кондиционирование и обучение.
  3. Кондиционирование. Программы, накладывающиеся на импринты. Записываются при выполнении условий, которые открывают для записи определенные зоны мозга. Заданы менее жестко и относительно легко перезаписываются контркондиционированием.
  4. Обучение. Еще более свободные и «мягкие» программы, чем кондиционирование. Для их записи и перезаписи не требуется никаких условий и специальных методик.

По функциональному назначению программное обеспечение мозга делится на четыре основные группы программ, названных базовыми контурами сознания:

  1. контур биовыживания
  2. территориально-иерархический контур
  3. моральный социополовой контур
  4. семантический рациональный контур

Они и есть цель последующего изложения.

Биовыживательный контур

Наличие данного контура является необходимым условием выживания любого организма. Контур делит проявления окружающего мира на два типа: то, что полезно, и то, что опасно. Обеспечивает механическое избегание всего вредного и хищного. На уровне ДНК запрограммирован на поиск зоны комфорта и безопасности вокруг материнского организма, который импринтируется как главный источник биобезопасности. В отсутствии матери вместо нее будет запрограммирован ее суррогатный заменитель из окружающего мира.

Этот древнейший контур имеет самую долгую эволюционную историю, является наиболее механическим и быстрым. В нем отсутствует понятие времени, его реакции в случае опасности должны быть мгновенными. Его приоритетные базовые программы закодированы в глубоких инстинктах. Когда контур биовыживания ощущает опасность, вся ментальная активность прекращается: программы всех остальных контуров отключаются, пока не будет «решена», реалистически или символически, проблема биовыживания.

Последующие процессы защиты, питания и заботы являются условиями кондиционирования биовыживательного контура, в ходе которого все, что согревает, кормит, помогает, защищает и пр. постепенно включается в раздвигающийся периметр безопасности от материнского тела до границ стаи, племени – расширенной семьи.

В настоящее время кондиционирование биовыживательной связи с генофондом заменено кондиционированием стремления к обладанию особыми кусочками бумаги, которые называются «деньгами». Если их отобрать, у человека сразу же возникает острое биовыживательное беспокойство. Современный человек в гораздо меньшей степени ищет биобезопасности в генофонде – семье, стае, этносе, тогда как в традиционном обществе принадлежность к ним была биобезопасностью, а изгнание – ужасом и смертельной угрозой. Теперь биобезопасностью является обладание бумажками, а ужасом – лишение их.

Апелляция денег к биовыживательным инстинктам – фундамент их всевластья.

Территориально-иерархический контур

Занимается исключительно силовой политикой. Присутствует у всех позвоночных. Отвечает за территориальные правила, хитрость, социальную ловкость, иерархию в стае, ритуалы доминирования и подчинения. Делит мир на две половины: то, что сильнее, находится выше в иерархии стаи, то, что слабее, находится ниже в иерархии стаи. Определяет либо сильную, доминирующую роль, либо слабую, подчиненную в стае (семье). Процесс активации и программирования можно наблюдать в любом помете щенков: в нем быстро определяется, кто будет доминировать, а кто подчиняться, видны ритуалы доминирования и подчинения.

Если биовыживательный контур в основном программируется матерью, то территориально-иерархический, как правило, отцом – ближайшим к ребенку самцом, естественно, находящимся относительно него в ранге альфы.

Люди с высокой активацией контура увлечены демонстрацией физической силы и превосходства. В социумах они заполняют силовые структуры, где их склонности находят надлежащее применение в защите племенной иерархии и территории.

Экстремально высокая активация контура наблюдается у всех представителей политической и бизнес элит: они лучше прочих оперируют программами иерархической игры и охраны своих территорий.

Моральный социополовой контур

Отвечает за продолжение рода, сексуальное наслаждение, половую роль, взрослую родительскую личность, воспитание потомства, локальные определения «морального» и «аморального». Активируется и программируется в юности, когда сигнал ДНК пробуждает новый нейральный контур, который ориентирован на оргазм и слияние сперматозоидов с яйцеклеткой. Достигший половой зрелости человек, как любое другое животное в брачный период, бродит в полубезумном состоянии, задыхаясь в поисках сексуального объекта. Импринтная уязвимость в этот момент необычайно велика, и первые сексуальные сигналы, программирующие контур, запоминаются на всю жизнь и до самой смерти определяют сексуальную реальность индивида. Гетеросексуальность или гомосексуальность, безудержное распутство или робкое безбрачие и пр., все это обычно импринтируется в моменты импринтной уязвимости.

Слияние сперматозоидов с яйцеклеткой окружено жесткими табу, которые вклиниваются между половым влечением и его удовлетворением, поскольку выживание и эволюция генофонда зависят от того, какой сперматозоид, какую яйцеклетку оплодотворит. Наши предки были невежественны в том, что касалось законов генетики, но достаточно умны для того, чтобы подозревать об их существовании: они всячески стремились избежать инцеста, в том числе дальнего.

Вокруг контроля над оплодотворением возникла мораль, как механизм управления случайным элементом для того, чтобы формировать желаемое будущее. Появившись, мораль послужила не только регулятором генетического дрейфа, но и тормозом для нежелательных разрушительных проявлений всех древних биологических инстинктов. К эволюционной функции морали мы позже вернемся.

Семантический рациональный контур

Программируется человеческими артефактами и символьными системами – речь, письменность, артефакты, постановки, фильмы и прочее. Если Моисей, Конфуций, Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел до сих пор оказывают живое влияние, а это действительно так, то только потому, что их Сигнал был донесен до нас человеческими символьными системами.

Беспокойный рациональный контур обрабатывает и упаковывает окружающий мир в символьные представления, непрерывно подразделяя и заново соединяя старые и все новые и новые сущности. Выполняет функции познания, изобретения, предвидения, передачи символьных представлений от поколения к поколению. Позволяет каждому поколению добавлять все новые и новые категории к нашей ментальной библиотеке.

Гений – тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к контуру интуиции и вернуться назад к рациональному контуру, уже со способностью нарисовать новую семантическую карту, построить новую модель реальности. Обычно это является глубоким шоком для пребывающих в парадигме старых представлений, и расценивается как территориальная угроза в ментальном пространстве. Каждой научной революции требуется как минимум одно поколение для преодоления старого мировоззрения, причем старые ученые крайне редко принимают новую семантическую парадигму. Они, в нашей терминологии, механически прикованы к своим базовым программам.

Семантический контур легко впадает в ложную логику (невежество, нетерпимость, фанатизм), когда контур биовыживания сигнализирует об угрозе жизни или иерархический контур об угрозе статусу. Разум – это продажная девка. Тот, кому удастся в достаточной мере напугать людей, сможет навязать им любую вербальную карту, которая на их взгляд, принесет им облегчение.

Четвертый, семантический контур является Эволюционно Неустойчивой Стратегией. Точнее было бы назвать его не эволюционным, а революционным.

Эволюция – суть непрерывный процесс накопления живыми системами знаний о мире. Рациональное мышление позволило Человеку освоить крайне эффективный неэмпирический метод присвоения знания. Символьные системы позволили создать эффективный негенетический механизм передачи сложного и разветвленного знания следующим поколениям. Уникальные руки и гибкая система коммуникаций позволили эффективно конвертировать знания в иные виды ресурсов. Все это превратило Человека в сверхэффективную познающую систему, как следствие, в суперхищника, поставило Его на вершину всех трофических пирамид и вывело в итоге за рамки биологической эволюционной гонки.

Те стохастические информационные процессы, которые мы называем генетическим дрейфом, накапливают знание медленнее, чем те, которые инициирует человеческая мысль. Вот почему так трудно достичь соглашения в вопросе о разумности природных процессов. Если предположить, что каждый процесс, структурирующий информацию в знание, является разумным, тогда биосфера действительно является разумной. Но если называть словом «разумный» только те информационные процессы, которые протекают с той же скоростью, с какой функционирует наш мозг, тогда природа механична, а не разумна.

Разум вывел человеческий социум из под воздействия отрицательных обратных связей со стороны биоценозов, возвращавших его к устойчивому состоянию, поэтому устойчивость социосистемы и биоценозов теперь исключительно дело головы и рук человеческих.

Эволюционная функция морали

Изложенный выше порядок контуров сознания соответствует не только времени их появления, но и их иерархии. В соответствии с иерархией инициация программ из более древнего контура немедленно отключает все мешающие их исполнению программы из более молодых контуров.

С определенного момента подобное всевластье древних контуров стало мешать эволюции homo. Ее успешность стала определяться размером и стабильностью социумов, как инструмента накопления символьной информации и последующей конвертации ее в ресурсы. Спонтанное, случайное срабатывание генетических императивов (инстинктов) превратилось в дестабилизирующий социум фактор. Их обуздали с помощью социальных императивов – продукта человеческого разума.

Совокупность кондиционируемых обществом социальных императивов называется моралью. Функция морали – обеспечить инверсию доминирования в необходимых пределах социальных императивов над древними инстинктами и импринтами (обеспечить управление случайным элементом для формирования желаемого будущего).

Моральные программы присутствуют во всех без исключения контурах сознания. Они есть подконтур каждого контура сознания, нивелирующий его деструктивное воздействие на устойчивость и стабильность социума. Большинство моральных программ находится даже не в социополовом, а в территориально-иерархическом контуре: задача бесконфликтного проживание огромного числа умных, хитрых, честолюбивых и эгоистичных (согласитесь, дьявольский коктейль) приматов решается только объемным кондиционированием, табуирующим агрессивные программы контура. Чтобы не поубивали друг друга.

Право – формализованные социальные императивы, мораль де-юре.

Взаимодействие контуров

У каждого из нас есть «любимый» контур, который инициализирован сильнее прочих. Непонимание друг друга в значительной мере объясняется тем, что немногим из нас знакома система контуров, поэтому по умолчанию мы склонны предполагать, что человек, с которым мы общаемся, находится в одном с нами контуре.

Так в каждой социальной группе присутствуют запрограммированные на зависимость типы первого контура, перекладывающие решение всех проблем на «взрослых». Типы второго контура, столкнувшись с проблемой, попытаются решить ее в силовом ключе. Тип третьего контура, как правило, попытается навязать моральное решение: «Так будет прилично, честно…», или вообще задвинуть решение проблемы, если оно не мешает главному для них. Типы четвертого контура постараются подойти к проблеме аналитически. Это наилучший подход, но только в том случае, если проблема рациональна. Они теряются и чувствуют себя бессильными, когда в игру вступает животная политика второго контура. Кто-то однажды сказал: «Рационалист – это тот, кто выходит из комнаты, когда там начинается драка». Если не дать ему сделать это, то при достаточном давлении он опустится до животного воя и лая второго контура. Оливер Уэндэлл Холмс назвал это «гидростатическим принципом в споре», согласно которому дураки стягивают всех вниз, на свой уровень.

Творчество и псевдотворчество

Здесь уже упоминалось, что творчество – есть акт создания новых алгоритмов структурирования информации. Процесс энергетически емкий, эмоционально тяжелый, не всем доступный.

Генерация эмоционально и рационально ничтожных алгоритмов преобразования информации является псевдотворчеством. Оно напоминает игру в детский калейдоскоп – составление из множества цветных информационных стеклышек витиеватых узоров. Красиво, но быстро надоедает из-за своей бессмысленности. Тем не менее, псевдотворчество все же является актом уникального структурирования информации, а не просто ее высеры в Космос бездумная трансляция. У каждого начинающего с псевдотворчества есть шанс совершить качественный скачок от создания ничтожных алгоритмов структурирования информации к значимым и уникальным. Лишь толика таланта и упорство, толика таланта и упорство, толика таланта и упорство… Если все же не получается, тогда уж лучше стать уникальным мастером по конвертации знания в ресурсы, что доступно практически всем, поскольку игра в калейдоскоп, в конце концов, обрыднет.

май 2013

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

10 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии