Между динамическими факторами социогенеза и понятием антисистемы, которое введено Л.Н. Гумилевым в пассионарной теории этногенеза, существует тесная связь. Рассмотрим ее.
Об этнических антисистемах
Этническая антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос.
Антисистемы, независимо от конкретной идеологии, объединяет одна установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Идеология антисистемы противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимаются стереотипы и правила поведения, культурные каноны, политические и хозяйственные формы, мировоззренческие установки, характерные для каждого конкретного этноса и передаваемые из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.
Для антисистем характерна скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь, причем, отнюдь не во спасение.
Антисистемы как эволюционный двигатель
В этногенезе, который оперирует с этносами как базовыми системными единицами, антисистема – суть зло, поскольку разрушение ею внутриэтнических связей приводит к деградации этноса.
Несколько сложнее восприятие антисистемы с позиций социогенеза. В нем объектом анализа являются системные единицы следующего относительно этносов уровня сложности – глобальные общественные организмы, которые в подавляющем большинстве своем являются мультиэтническими системами, возникающими в результате интеграции множества этносов. Объединение этносов в рамках одной системы невозможно без разрушения и подавления некоторого объема препятствующих объединению этнических связей, традиций. Данную полезную функцию на начальном этапе интеграции и выполняют этнические антисистемы. Поэтому в рамках социогенеза антисистемы вполне могут выступать в роли положительного фактора развития.
Динамические факторы социогенеза как источник антисистемы
Динамические факторы социогенеза являются инструментом генерации социальных антисистем.
Война и идея смешивают коктейль из сталкивающихся онтологий и социумов, в котором неизбежно разрушение или ослабление внутрисистемных связей, т.е. генерируют антисистемы, подготавливающие социумы к активной фазе социогенеза.
Скупка элит уничтожает системные связи между элитой и фундаментом социума, генерируя тем самым антисистему, подготавливающую социум к поглощению, как минимум – к внешнему управлению.
Конструктивный и деструктивный социогенез
Социогенез конструктивен, если итоговый баланс аннигилируемых антисистемой и вновь создаваемых системных связей положительный. Последующее усложнение системы – ключевое условие перерождения антисистемы в систему, придания социогенезу конструктивного характера.
При деструктивном социогенезе итоговый баланс системных связей отрицательный. Возникающая в этом случае антисистема не склонна к генерации новых сложных системных связей и направлена в основном на разрушение. Как правило, дегенеративные антисистемы неустойчивы и распадаются довольно быстро (по меркам продолжительности жизни социальных организмов).
Предельный случай деструктивной антисистемы – химера, к определению которой мы вернемся чуть ниже.
Осторожно – яд
Генерируемые динамическими факторами социогенеза антисистемы аналогичны яду или сильнодействующему лекарству. В разумных дозах они оказывают благотворное тонизирующее воздействие (конструктивный социогенез), в чрезмерных действуют аналогично яду – разлагают, убивают систему (деструктивный социогенез, химера).
Типы антисистем
Основных два – онтологические и симбиотические.
Онтологическая антисистема возникает в зоне контакта разных онтологий. Не обязательно сопровождается физическим контактом социумов, может возникать внутри отдельно взятого социума, инфицируемого идеей.
Симбиотическая антисистема возникает в зоне физического контакта социумов и приводит к силовому ослаблению внутрисистемных связей, преимущественно в более слабом из социумов. Как правило, является одновременно и онтологической антисистемой.
Все сказанное выше об антисистемах и динамических факторах социогенеза объединено в рисунке:
О химерах
Химерная антисистема – возникает в результате контакта суперэтнических систем с резко отрицательной комплиментарностью. Имеет агрессивный характер и приводит к катастрофическому, необратимому, невосполняемому и быстрому разрушению системных связей. Являет собой предельный вариант деструктивной антисистемы.
Следующая часть «Эволюции власти» отчасти демонстрационная – будет посвящена истории химерной антисистемы, которая возникла в результате скупки этносом-гостем элиты вмещающего этноса. Ее необычность в том, что в качестве основной «валюты» покупки использовались не деньги, а любовь-эрос. Это была даже не скупка, а соблазнение элиты. В целом занимательно.
Предваряя историю химеры, приведем краткое отступление о формах прямых этнических контактов по Л.Н. Гумилеву. Фактически, это обзор того, к каким результатам приводит симбиотическая антисистема в разных вариантах развития: от конструктивного до деструктивного.
Формы прямых этнических контактов
Симбиоз – сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Симбиоз – оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.
Ксения – сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, – живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи – колонии поволжских немцев Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
Химера – этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н.э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н.э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н.э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.
Остается добавить о самом термине химера. В биологии химера – генетически неоднородный организм, состоящий из генетически разнородных тканей. Поэтому по содержанию использование его Л.Н. Гумилевым в этногенезе является абсолютно точным.
Март-декабрь 2012 г.
Оставить комментарий: