Из финских впечатлений

Финский отдых

Если не заморачиваться тусовками, сложно не получить удовольствие от абсолютной тишины и покоя в тихом первозданном лесу, в четырех километрах от ближайшей шоссейной дороги, посиживая на крыльце коттеджа с видом на начинающееся в двадцати метрах небольшое живописное озерцо с уходящим в него мостком. К этому можно добавить отсутствие интернета и телевидения, наличие камина и дровяной сауны, а также возможность полностью распоряжаться всем своим личным временем и подкармливать в ходе пеших прогулок хлебом и сахаром пасущихся в загоне лошадей и пони. Последний, завидев нас, начинал умилительно кланяться к выставленной вперед ноге, одновременно приподнимая другую. Отказать в угощении было никак невозможно.

Встреча с Катей

Разочек мы все же выбрались с пустынного хутора на всю вторую половину дня, чтобы встретиться со старой знакомой Катей Ниллюля, проживающей в г.Лахти. Леня Роднянский и я познакомились с ней больше двенадцати лет назад в ходе поездок в Финляндию, когда рассматривали вопрос о целесообразности открытии в России производства быстровозводимых домов по финской технологии. Катя очень милый, приятный и контактный человек, что и подтвердила первая после двенадцатилетнего перерыва встреча.

Катя сохранила внутреннюю связь с Россией, регулярно ездит сюда к своей маме, и принципиально не получала финское гражданство — жила с видом на жительство, пока Финляндия не приняла закон, разрешающий двойное гражданство.

Естественно, что такая уютная и удобная страна как Финляндия, со спокойными, доброжелательными людьми не может не нравиться. Поэтому было очень интересно — как видит страну изнутри человек, который в ней живет, и поговорить о тех сторонах жизни, которые приезжему не видны.

Работа

Первое и основное впечатление касается вопроса трудоустройства: ситуация, которая всегда была не простой, с началом кризиса превратилась в очень тяжелую. Муж Кати, которому осталось несколько лет до пенсии, потерял и пока никак не может найти работу. Младшая дочь, окончившая университет более полугода назад, тоже не может никуда устроиться.

Старшему поколению в этой ситуации приходится легче, поскольку оно уже сделало свои основные затраты — оплатило жилье и обустроило жизнь. Кроме того, для тех, кому осталось несколько лет до пенсии, государство продлило получение пособия по безработице сверх принятых ранее полутора лет. Однако в моральном плане такое положение для человека, привыкшего и умеющего работать, является непростым.

Молодым приходится сложнее. Найти работу даже в таких крупных для Финляндии городах как Лахти практически невозможно, за исключением свободных вакансий медсестер с трехсменным режимом работы, для чего бессмысленно было заканчивать университет. Безработные выпускники университетов получают социальное пособие в 300 евро и компенсацию за найм жилья в 150 евро, тогда как аренда небольшой квартиры обходится в 300 евро. Понятно, что без помощи родителей прожить на оставшиеся деньги невозможно. Большие проблемы с постоянной и нормально оплачиваемой работой создает для молодых, которых ожидает период максимальных трат, серьезный потенциальный барьер для вступления в семейную жизнь.

Единственный город, который предоставляет молодым возможность найти работу — Хельсинки. Поэтому младшая дочь Кати, как это сделала в свое время старшая дочь, планирует вынужденный переезд в Хельсинки. Из жизненного опыта старшей дочери, которая уже работает, конкурс на любую привлекательную вакансию 100-150 человек, а крайне желанным и дефицитным местом работы становится госслужба или деятельность, каким-либо образом связанная с государственными проектами. Работа, обеспеченная государственным финансированием, становится престижной и перспективной.

«Проблема Nokia»

Двенадцать лет назад Nokia была национальной гордостью финнов, сейчас это больше мировой бренд, чем флагман финской экономики: все свое производство компания перенесла в юго-восточную Азию. Так, в Лахти был большой завод со штатом 1000 человек, производивший пластиковую штамповку для изделий Nokia, который благополучно для Nokia и к огорчению для финнов перекочевал в Азию вместе с другими, подобными ему.

Таковое явление стало массовым для экономики Финляндии. Даже компания по производству финской одежды, ориентированная на европейский рынок, в которой сейчас работает Катя, перенесла свой пошивочный цех в одну из восточно-европейских стран, оставив в Финляндии управление, дизайн, торговое подразделение и раскроечный цех, составляющие в итоге примерно сорок процентов от общего числа рабочих мест компании.

«Проблема Nokia» — массовое закрытие финских производств и их перенос — стала одним из существенных компонентов кризиса с трудоустройством, на который наложился общемировой кризис.

Механическое пианино

Прочел в Финляндии «Механическое пианино» Курта Воннегута — роман об одной из возможных социальных реальностей, в которой общество разделилось на три группы. Две первых, образующих элиту, составляют чиновники и инженеры вместе с управляющими заводов. Третью — те, кому Бог предначертал работать руками. Так вот, последних заменили машинами, которые не ошибаются, не бастуют, у которых нет семейных проблем, плохого настроения, похмелья и пр. Социальный лифт отключился, вернее, работает преимущественно вниз, отправляя туда новые порции бывших работников по мере появления более совершенных машин, автоматизирующих уже простейшую управленческую деятельность. Для всех них и их детей осталось две возможности — идти в солдаты или в кррахи — на бесполезные и унизительные общественные работы в Корпус Реконструкции и Ремонта. За это им начисляют небольшую условную плату, из которой на руки выдаются мизерные карманные деньги. На остальное центральный расчетно-кассовый центр планирует их потребление, доставляя товары в соответствии с единым планом, чтобы избегать экономических кризисов, вызванных несбалансированностью производства и потребления. В рамках сложившейся экономической парадигмы эти люди становятся бессмысленным ничтожным человеческим материалом, чьи способности и стремления к творчеству и созиданию абсолютно невостребованы, им назначена роль обобщенного органа потребления. Так вот, во время встречи мне стало казаться, что Катя рассказывает о первом акте перехода к социальной реальности из «Механического пианино», в ходе которого распределительные функции государства в странах первого мира неуклонно возрастают, а роль умных машин пока еще отводится трудолюбивым, послушным и сообразительным «биороботам» из стран третьего мира.

Вытеснение хуторского хозяйства крупными сельхозпредприятиями являет собой еще одну аналогию с «Механическом пианино» (У Воннегута элита оставила единственное сельхозпредприятие с мизерным штатом работников и большим штатом машин). Вместе с тем, отрадно отметить, что, как и в Норвегии, все производители сельхозпродукции сугубо местные, что приятно радует глаз: всякие там Danonы и прочие подобные им встречаются лишь изредка и стоят сиротливо.

Большой Сосед

Естественно, у нас не могла не зайти речь об образе России в финском общественном сознании.

Здесь произошли существенные подвижки, которые не могут не радовать. То положение с информационным освещением России, которое имело место двенадцать лет назад, Катя характеризовала тогда термином «беспросветная чернуха». Сейчас ситуация стала существенно более взвешенной.

Не обходится, конечно, без перегибов. Например, новости о летних пожарах в России проходили с подтекстом, что такое безобразие могло произойти только у безалаберных русских. Или история с запретом экспорта в Россию свинины нескольким финским сельхозпредприятиям. Новость прошла по телевидению без каких-либо комментариев о причинах, с явным негативным оттенком. Коллеги Кати шутили на следующий день в столовой — откажется ли она, как всякий русский, от вредной финской свинины. Через неделю в одной из газет появилась заметка специалиста о причинах запрета, которую прочли уже далеко не все финны: уровень антибиотиков в свинине был превышен в четыре раза относительно российских норм. Следует отметить, что ситуация с антибиотиками не радует и самих финнов, тем более, что контроль за уровнем их использования затруднен функционированием рынка черных антибиотиков. Через какое-то время вопрос с выполнением требований был решен, экспорт возобновили. Последняя история прошла в полном соответствии с классикой жанра — старым еврейским анекдотом: ложечки нашлись, но осадок остался. Сами причины повышения уровня антибиотиков отчасти вынужденные и вызваны отмеченным выше укрупнением сельхозпредприятий, что заставляет увеличивать дозы, дабы гарантированно избежать эпидемий в местах массового скопления животных (не знаю, сколько в нем антибиотиков, но финское молоко очень вкусное).

Однако, в целом, текущую ситуацию уже можно отнести к обычной нормальной информационной политике, которую проводит любое из государств, в том числе и Россия: «наших» всегда, везде и у всех обижают, причем незаслуженно.

Огорчение игровыми автоматами

К сожалению, игорные автоматы установлены по нескольку штук во всех супермаркетах и кафе — эдакие миниказино на выходе из кассы. Даже в заштатных городках с населением в пять тысяч человек. В супермаркетах по два, три человека играют регулярно, причем из всех возрастных групп — работающие, домохозяйки, пенсионеры, дети. Ощущение, что пенсионеры чаще других.

Появление данного раздела не связано с личным проигрышем автора.

О хорошем кино

Безлюдными финскими вечерами удалось посмотреть четыре отличных российских фильма. Давно так не везло. Если Вы какие-то из них пропустили, рекомендую.

«Без вины виноватые» Глеба Панфилова, 2008г. По мотивам Н.Островского. Драматическая история со счастливым концом и прекрасной игрой актеров. Снимались Инна Чурикова, Олег Янковский, Виктор Сухоруков, Маша Шукшина. Глеб Панфилов подарил Чуриковой шикарный бенефис.

«Поклонник» Николая Лебедева, 1999г. В ролях Елена Сафонова, Сергей Гармаш, Борис Щербаков, Нина Усатова, Светлана Тома, Константин Хабенский. Драматический российский триллер, а вернее сказать ужастик с элементами юмора, который долго смотрится шуткой. Разница между ним и стандартными ужастиками примерно такая же, как между драматической любовной историей с элементами эротики и порнографической псевдоэротикой с сантехником или чистильщиком бассейна. Неожиданны и запоминаются последние кадры.

«Свои» Дмитрия Месхиева, 2004г. Несколько необычный фильм о войне — без надрыва. Собственно войны в нем — первые три минуты, остальное о человеческих отношениях. Играют Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Федор Бондарчук, Богдан Ступка. Играют великолепно. Даже Аня Михалкова в этом фильме на своем месте.

«Механическая сюита» Дмитрия Месхиева. Хорошая, к концу фильма грустная комедия. Первая половина — стеб в стиле «Уикенда у Берни». Потом не так смешно, но не без юмора до конца фильма. Состав звездный: Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Евгения Добровольская, Сергей Маковецкий, Ирина Розанова, Николай Кузнецов, Александр Баширов.

В последних трех фильмах играет Сергей Гармаш (у нас оказался диск с тематической подборкой). Если к ним добавить его потрясающую игру с Янковским в «Любовнике», то получается, что выступает Гармаш крайне достойно.

Приятного просмотра.

Август-сентябрь 2010г.

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

7 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии